В мире сегодня существует немало мест, от которых кровь стынет в жилах даже у искушенных путешественников. И вроде мы всё исследовали, всё открыли, белых пятен ни на карте, ни в истории уже не найти, но всё равно попадаешь сюда и становится не по себе. История таких мест стоит на двух столпах: либо мы слишком мало о них знаем и тогда страх исходит из непонятного; либо, наоборот, знаем слишком много и тогда боимся уже чего-то осязаемого.
К первому «столпу» мы относим те истории, которые рассказываем друзьям у костра, но которые невозможно проверить. Ко второму — истории, которые известны, но перепроверять их мало кому захотелось бы.
Но есть и ещё один, третий столп. Это те места и те истории, в которых вымысел так крепко переплетен с реальностью, что уже не разберёшь, где правда, а где нет.
Эта история — про малоизвестный остров Венецианской лагуны. История места одновременно зловещего и привлекательного. История, достойная и исторического очерка и голивудского фильма. Правда, вероятнее всего, это был бы фильм ужасов.
История одного острова
Повелья, как и многие острова лагуны, а их, больших и малых, насчитывается более 100, до V века остается необитаемой. В хрониках остров впервые упоминается в 421 году как место для бегства жителей Падуи, осаждаемой варварами. Однако, «оседло» жить в Повелье люди станут значительно позже. В период с IX до XIV века остров становится полноценной частью жилого архипелага. Население стабильно растёт, возникают новые постройки, жизнь на острове кипит. Но всё заканчивается в 1379 году, когда к Венеции подходит генуэзский флот. Те, кто остался на острове, убиты, кто смог бежать — бежали. А Повелья второй раз за свою историю становится необитаемой.
Судя по всему, уходя, жители уничтожили город, чтобы он не достался врагам. Да и сами генуэзцы приложили к этому руку.
Кто нанёс больший ущерб, сейчас установить невозможно, но строений старше XV века на острове не сохранилось. Те же, что возводились позже, относятся к другой, гораздо более мрачной, странице в истории города.
«Лучшее лекарство против чумы...»
Эта цитата, а точнее, её часть, принадлежит перу Дениеля Дефо. В 1722 году английский писатель, автор «Робинзона Крузо», описал в своей книге «Дневник чумного года» опыт выживания в Европе во время вспышки самой страшной болезни тысячелетия — бубонной чумы. События в романе происходят в 1665 году. Сам автор, хоть и не был их свидетелем, но смог очень живо и ярко передать атмосферу, царившую в обществе во время эпидемии.
Целиком цитата звучала так:
«Лучшее лекарство против чумы — бежать от нее подальше.»
Первая, самая страшная, пандемия чумы пришла в Европу в середине XIV века. Начавшись в Сицилии в 1347 году, она распространялась с такой скоростью, что за 40 лет ополовинила население континента. Из-за своего положения, географического и культурного, Италия стала не только первой страной, принявшей удар, но и эпицентром эпидемии. Если средняя смертность в мире оставалась в пределах 30-60% населения, то Италия входила в лидеры этой страшной статистики. От чумы было невозможно убежать, некуда скрываться. О методах и возможностях средневековой медицины и говорить не приходилось...
Но, если нет возможности скрыться от беды самому, что же остаётся? Венецианские власти справедливо рассудили, что в этом случае надо «скрыть» саму беду. Сначала было решено избавляться от тел погибших, но прошло не так много времени, и очередь дошла до живых.
Острова в океане
Первым островом, на который стали свозить больных и пока ещё здоровых, стал Лазаретто. Знакомое нам сегодня слово «лазарет» уходит корнями именно к этому венецианскому острову.
В качестве карантина Лазаретто просуществовал достаточно долго, почти 300 лет. Людей свозили на остров до 1630 года. Когда на острове начались раскопки, уже в наше время, в могилах обнаружили кости нескольких тысяч человек.
«Больные лежали по трое или четверо в одной кровати… Рабочие собирали мертвые тела и кидали их в могилы, не зная отдыха. Часто умирающих или тех, кто слишком ослаб, чтобы двигаться, принимали за мертвых и тоже кидали в ямы»
Рокко Бенедетти, хронист XVI века
Как и на другие необитаемые острова, на Повелью постепенно стали свозить людей. Тела сжигали и закапывали, а тех, кто был ещё жив, оставляли на острове доживать свои дни. Уже к середине тысячелетия, остров был усеян телами. Однако, по-настоящему дурную славу он снискал позже, когда «Черная смерть» сменилась второй, а позже — третьей волной пандемии.
Были на Повелье и относительно спокойные времена. В 1645 году здесь насыпали искусственный остров для защиты границ, начали восстанавливать деревню и обустраивать быт. Правда, люди не спешили вновь заселять землю...
Остров смерти
В 1776 году Повелью передали в собственность управлению здравоохранения Венеции. Министерство решило использовать остров как удобный перевалочный пункт для кораблей, заходящих в лагуну. Всё было благополучно, пока на одном таком корабле не зафиксировали вспышку чумы...
Остров закрыли, вновь объявив карантинным. Началось строительство очередного лазарета, просуществовавшего в том или ином виде до первой половины XX века. Задача, как и прежде, заключалась в изоляции людей, лечить которых, как и 300 лет назад, было нечем...
Мы не знаем, сколько людей прошло через остров за эти полтора столетия. Тем более, нет никаких достоверных сведений о всех людях, жизнь которых закончилась на Повелье со времён первой пандемии. Кто-то пишет о десятках, кто-то о сотнях тысяч человек. Археологи говорят лишь о приблизительном числе жертв, но даже оно впечатляет. Сегодня, после нескольких экспедиций, наиболее реальным считают число в 160 000 человек. Все они захоронены на острове.
Не зря о Повелье местные говорят как о «пристанище потерянных душ», «вратах ада», «помойке из чистого страха».
История острова-карантина завершилась в начале XX века. На несколько лет о Повелье забыли и, казалось бы, вместе с этим можно было закрыть и эту страшную страницу истории Венеции. Но об острове опять заговорили в 1922 году, когда территорию лазарета заняла другая больница.
Пролетая над гнездом...
31 октября 1922 года к власти в Италии приходит новый, молодой и революционно настроенный лидер. Мы уверены, что именно так газеты рассказывали стране о Бенито Муссолини. Это сегодня, спустя 100 лет, мы видим, к чему вёл страну и мир Дуче, но тогда всё было иначе... С приходом Муссолини страна начала меняться. И общественная мораль вместе с ней.
Фашизм не любил людей, а людей иных, отличающихся, он не любил вдвойне. Поэтому бороться с ментальными болезнями решили так же, как в своё время с чумой. Для начала — изоляцией. Муссолини хотел видеть страну сильной и обновлённой, а людей, которые не подходили под эти условия, было рекомендовано вычеркнуть из жизни. И тут итальянцы вновь вспомнили об островах.
Первых пациентов бывший чумной лазарет принял уже спустя пару лет после реконструкции. И речь шла не только о тех, у кого диагностировали психическое отклонение. Итальянские власти не уступали немцам в том, что касалось «работы» с инакомыслящими. В больницу попадали и враги режима, и гомосексуалисты, и представители меньшинств. Как и в Германии, лечение в госпитале было скорее формальным. Зато эксперименты, которые проводились на пациентах — реальными. Выйдя из одного ада, Повелья погрузилась в другой и оставалась в нём до 1968 года.
Закрытость острова сыграла на руку фашистскому правительству. Про рукотворные ужасы нам известно не так уж много, в основном всё строится на слухах и воспоминаниях. А вот ужасы другого рода — уже наследие современности. Повелье рано или поздно просто суждено было стать объектом внимания для любителей мистики.
Демоны Эмили Роуз
Всё началось ещё во времена существования психиатрической больницы. Пациенты жаловались персоналу, что слышат голоса и плач. Санитары увольнялись и сходили с ума. Главный врач больницы, прославившийся своими экспериментами, и сам стал жертвой острова! На пике своей карьеры он, взойдя на верхний этаж башни, решился на смертельный шаг. Привели ли к этому призраки или помогли пациенты, каждый пусть решит для себя сам.
Вообще, остров Повелья — настоящий «рассадник» мистических слухов! На глазах свидетелей из воздуха появлялись силуэты, тут же сгорая в пламени. Призрачные фигуры то и дело попадали в кадр туристов. Надежная техника барахлила, нервы сдавали, а записи в дневниках — множились.
В 70-х годах XX века, уже после закрытия больницы, одна семья решила купить остров, но очень быстро отказалась от этой идеи. После одной ночи, проведённой на Повелье, они сбежали и никогда более не возвращались. Что в точности произошло, неизвестно, но после этой ночи их дочери понадобилась срочная операция. Что-то или кто-то буквально разорвал ей лицо...
Призраки острова
Ещё большей жути может нагнать на вас рассказ американских туристов, решивших изучить остров в 2007 году. Экскурсия, задуманная как захватывающее приключение, закончилась для путешественников бегством спустя 20 минут.
Да, положа руку на сердце, когда читаешь их воспоминания о поездке, не покидает ощущение, что всё это было придумано для красного словца. Ночь на катере, полная луна, единственная освещающая пространство острова... Возможно, дело в скептицизме, но звучит всё так, будто бы историю придумывали специально для блога. Тем не менее, приведём несколько цитат.
Когда мы приближались к Повеглии, нам не хотелось говорить. Мурашки ползли по коже от одного взгляда на это место. И вдруг мой приятель нарушил тишину: «Чувак, мой телефон не работает!». Оказалось, что он говорил правду. Отключились все мобильники – не только его. Я не имею в виду, что не было приема или что-то вроде того. Нет, телефоны просто отключились, и нам не удавалось реанимировать их. Как будто мы прошли через какую-то невидимую энергетическую стену../ /..Сложно описать ощущения, я просто чувствовал некое необъяснимое зло, которое окружало меня. /..Остров оказался очень мрачным. Тишина давила на психику. Не слышно было ни животных, ни птиц, ни сверчков – вообще ничего. Казалось, что все происходящее нереально. /..И тут раздался крик. Это был самый страшный вопль, который мне доводилось когда-либо слышать. Мы словно приросли к земле и молчали, пытаясь понять, что это было. Мы были настолько поражены, что не могли говорить, а когда один из нас наконец-то открыл рот, чтобы высказать предположение, этот ужасный крик раздался снова. Мы видели, что наш водитель просто вне себя от страха, поэтому рванули к лодке, чтобы нас не бросили на этом адском острове. Признаюсь, что мне тоже было весьма не по себе. И это очень мягко сказано. Какое-то время казалось, что двигатель, как в фильме ужасов, не заведется, но он завелся, и мы быстро отчалили от острова. Эти жуткие вопли все еще продолжались. Я не мог определить источник звука – казалось, что крик шел со всех сторон, окружал нас, и мы были внутри него. А затем, когда мы немного отплыли, громко и отчетливо стал звонить колокол на той самой колокольне. Это повергло нас в еще больший ужас, ведь мы знали, что колокола на башне нет – его увезли, когда Повеглию закрыли!
В общем, путешествие для ребят было непростым. Самом ценным, что они привезли с острова помимо воспоминаний, стала фотография, которую мы приводим ниже. И, да, силуэт на ней действительно виднеется. Решайте сами, относить его к духам острова или к браку плёнки...
Остров жизни!
Под конец статьи очень хочется поговорить о будущем. Остров Повелья сегодня, как уже бывало с ним многократно, стоит на распутье. С одной стороны, история, от которой он вряд ли сможет «отмыться». В конце концов, это действительно остров на костях.
С другой, — жизнь продолжается и иногда прошлое должно остаться в прошлом. За последние три десятилетия правительство Италии неоднократно предпринимало попытки вернуть остров к жизни. В начале нулевых ходили слухи, что Повелью купил богатый иностранец, но, судя по всему, дальше слухов дело не пошло.
Среди разрабатываемых проектов самым эффектным и интересным сегодня является идея преобразования острова в университетский кампус. Концепцию предложила компания YAC и на неё откликнулись архитекторы со всего мира. Конкурс был проведён в 2016 году, победителем стала итальянская команда архитекторов D.Vision Architecture. Ниже проект, который они представили на конкурс. Всех финалистов можно посмотреть по ссылке.
Будет ли проект реализован или правительство Венеции (и Италии) выберет другую схему развития острова, сказать сложно. По состоянию на 2020 год работы по реконструкции ещё не начались. Возможно, всё закончится тем, что остров, наряду с остальными, станет просто ещё одной достопримечательностью Венеции. Однако вряд ли это сможет вдохнуть жизнь в Повелью. Остров не сможет привлечь туристов тем, что может дать сегодня. А новым идеям и решениям нужно время.
По ссылкам можно посмотреть ещё несколько интересных решений, которые предлагали архитекторы для Повельи. Если что-то понравилось, пишите в комментариях, обсудим 🙂
- https://www.behance.net/gallery/68690169/University-Island
- https://www.behance.net/gallery/70078407/Island-of-knowledge-Poveglia
- https://www.behance.net/gallery/58531965/HCLA-Poveglia-campus-Venice
- https://www.behance.net/gallery/60269007/Poveglia-University-Island
- https://www.behance.net/gallery/42065081/Poveglia-University-Island
Если же вы хотите съездить в Венецию и посмотреть на всё своими глазами, воспользуйтесь поиском дешевых билетов на нашем сайте!